27.07.2013, 12:55
В разделе "Лекции" http://forum.ilhs.info/forum-23.html форума мы начинаем публикацию расшифровок курса лекций, прочитанных Еленой Николаевной Харламенко (1951-2009) слушателям Школы помощников депутатов ГД фракции КПРФ в
2002-2004 гг. Курс лекций охватывал ряд предметов: историю классовых и
социальных отношений, историю политических учений, социальную философию и
основы философских знаний (диалектический материализм).
Данный курс можно рассматривать как итог многолетней педагогической и
исследовательской деятельности выдающегося ученого-марксиста. Методологическую
основу лекций составили фундаментальные идеи, развитые в работах профессора В.
А. Вазюлина и Международной логико-исторической школы под его руководством, в
особенности в «Логике истории» В.А. Вазюлина (1988).
В общем плане курс представляет собой «развертывание» логико-исторической концепции на
базе мастерского владения богатейшим историческим материалом. В соответствии с
одной из основных идей методологии В.А. Вазюлина, действительное применение
теории не сводится к ее иллюстрированию рядом частных примеров, а носит
характер ее глубокой конкретизации во взаимодействии с материалом всемирной
истории. Как нам представляется, лекции Е.Н. Харламенко могут существенно
помочь в освоении теории марксизма в целом и концепции Международной
логико-исторической школы в частности. Один из ключевых методологических
принципов данного курса состоит в следующем: коммунизм, будущее человечества
как результат всемирной истории не могут быть поняты без понимания того
процесса, который к этому результату приводит («процесс снят в результате»).
В изложении Е.Н. Харламенко многие исторические процессы, события и явления
предстают в принципиально новом свете. Особенно это относится к этапам
становления и формирования человечества – в этой связи автором вводится понятие
протоклассового общества, – а также к раннему социализму как началу перехода от
«предыстории человечества» к подлинно человеческой истории. Последовательное
применение логико-исторической методологии позволило автору совершить ряд
открытий в исторической науке. Мы рекомендуем данный курс всем, кто стремится к
познанию теории марксизма и всемирной истории.
Текст лекций основан на прямой речи, что эмоционально обогащает излагаемый материал и
создает эффект прямого участия читателя.
Впоследствии, возможно, будут выложены и аудиозаписи лекций, однако, на наш взгляд, текстовый
вариант лучше подходит для работы с материалом.
P.S. В распоряжении А. Пятакова имеется записи 70 лекций и 10 семинаров
данных курсов. В настоящее время идет работа по их расшифровке. Мы были бы
благодарны всем, кто смог бы оказать посильную помощь в расшифровке аудиозаписей.
2002-2004 гг. Курс лекций охватывал ряд предметов: историю классовых и
социальных отношений, историю политических учений, социальную философию и
основы философских знаний (диалектический материализм).
Данный курс можно рассматривать как итог многолетней педагогической и
исследовательской деятельности выдающегося ученого-марксиста. Методологическую
основу лекций составили фундаментальные идеи, развитые в работах профессора В.
А. Вазюлина и Международной логико-исторической школы под его руководством, в
особенности в «Логике истории» В.А. Вазюлина (1988).
В общем плане курс представляет собой «развертывание» логико-исторической концепции на
базе мастерского владения богатейшим историческим материалом. В соответствии с
одной из основных идей методологии В.А. Вазюлина, действительное применение
теории не сводится к ее иллюстрированию рядом частных примеров, а носит
характер ее глубокой конкретизации во взаимодействии с материалом всемирной
истории. Как нам представляется, лекции Е.Н. Харламенко могут существенно
помочь в освоении теории марксизма в целом и концепции Международной
логико-исторической школы в частности. Один из ключевых методологических
принципов данного курса состоит в следующем: коммунизм, будущее человечества
как результат всемирной истории не могут быть поняты без понимания того
процесса, который к этому результату приводит («процесс снят в результате»).
В изложении Е.Н. Харламенко многие исторические процессы, события и явления
предстают в принципиально новом свете. Особенно это относится к этапам
становления и формирования человечества – в этой связи автором вводится понятие
протоклассового общества, – а также к раннему социализму как началу перехода от
«предыстории человечества» к подлинно человеческой истории. Последовательное
применение логико-исторической методологии позволило автору совершить ряд
открытий в исторической науке. Мы рекомендуем данный курс всем, кто стремится к
познанию теории марксизма и всемирной истории.
Текст лекций основан на прямой речи, что эмоционально обогащает излагаемый материал и
создает эффект прямого участия читателя.
Впоследствии, возможно, будут выложены и аудиозаписи лекций, однако, на наш взгляд, текстовый
вариант лучше подходит для работы с материалом.
P.S. В распоряжении А. Пятакова имеется записи 70 лекций и 10 семинаров
данных курсов. В настоящее время идет работа по их расшифровке. Мы были бы
благодарны всем, кто смог бы оказать посильную помощь в расшифровке аудиозаписей.