Бабушка Зоя рассказывала мне:
- Вот представляешь, Глаша, идем мы в гости к дедушке, в беличьих пелеринках, а там, в полуподвале - дети дворника, хромые, убогие... Ужас. Как хорошо, что теперь такого нет.
Я говорила: Бабушка, но у меня же тоже нет беличьей пелеринки...
- Ну и что, - отвечала бабушка, - зато и убогих больше нет. Социализм. Мой отец за это всю жизнь боролся. А в беличьей пелеринке - никакого на самом деле удовольствия
(Аглая Топорова)
1917 год. Внучка декабриста слышит шум на улице и посылает прислугу узнать, в чем дело. Вскоре прислуга возвращается:
- Революция, барыня!
- О, революция! Мой дед мечтал о революции! И чего же они хотят?
- Они хотят, чтобы не было богатых.
- Странно. Мой дед хотел, чтобы не было бедных
(народное)
Да, это известный анекдот.
На самом же деле, смысл в том, чтобы не было угнетателей (богатых) и угнетённых (бедных и нищих) как классов.
Так анекдот о том же. О принципиальном различии в подходах к отношениям между классами, выделенными по имущественному признаку:
1) "классовая борьба", вплоть до массового физического уничтожения представителей "класса эксплуататоров" (более и трагичнее того, также всех тех, кто был в приказном порядке, вопреки фактической имущественной очевидности, объявлен эксплуататором - если не кулак, то подкулачник; а если даже и отродясь у тебя не было лишней полушки за душой и уж никак не записать тебя в кулаки явно, но выступаешь против вооруженного большевистского грабежа, то кулацкий подпевала).
2) подход, ориентированный не на расстрелы и экспроприации, а на постепенное улучшение социального, имущественного, образовательного положения бедных. Как сказали бы после П.Сорокина, создание доступных каналов горизонтальной и вертикальной социальной мобильности, пресловутых социальных лифтов.
Оно конечно. Нет бы, прийти к капиталистам и помещикам, попросить вежливо - мол, пора начать с народом делиться, ан нет, революции какие-то устраивали, "землю-крестьянам, фабрики-рабочим", фи.
И долго ли земля (и продукты аграрного труда) находилась во владении работающих на этой земле крестьян? И фабрики с заводами да продукцией заводской - долго ли принадлежали именно тем рабочим, которые на фабриках вкалывали?