Продолжение обсуждения статьи sharaps:
- DGS:
Вопрос Свете (и всем кто знает ответ, я еще не знаю). Почему в Капитале
К.Маркса простейшее отношение - это товар (элементарная форма
капиталистического богатства), а не потребительная стоимость, а в
"Логике истории" ВАВ - потребление, а не человек как данный элемент
общества.
-Вл. К.:
Про Маркса, по-моему, - элементарно: для исследования
социально-экономической системы "клеточка", из которой вырастает
капитализм - товар, а отнюдь не потребительная стоимость. А у В.А. -
концепция "выстраивается" от предпосылок к органическому целому... ведь,
если начинать с человека - это означает необходимость рассматривать уже
с целого "ансамбля" общественных отношений, а даже историческое (не
говоря уже о логико-историческом) рассмотрение предмета предполагает
необходимость начинать с анализа простейшего отношения (и уж никак не с
"ансамбля")...
-MVazyulin:
DGS написал:
Цитата:Вопрос
Свете (и всем кто знает ответ, я еще не знаю). Почему в Капитале
К.Маркса простейшее отношение - это товар (элементарная форма
капиталистического богатства), а не потребительная стоимость, а в
"Логике истории" ВАВ - потребление, а не человек как данный элемент
общества.
Маркс начинает рассмотрение капитала с товара. ВА - рассмотрение общества с человека.
Простейшее
отношение капиталистических производственных отношений у Маркса - это
отношение потребительной и меновой стоимостей (в этом смысле, товар).
Простейшее отношение в ЛИ - это отношение человека к природе как живого
существа, т.е. ближайшим образом отношение потребления.
Т.о. с
потребительной стоимости самой по себе нельзя начать, так как она
существует только в отношении с меновой стоимостью, в рамках товара,
товарных отношений. Начать с потребительских свойств продукта нельзя,
потому что это выводит за рамки предмета. А простейшее отношение - это
отношение самого предмета.
Элемент общества не мб простейшим
отношением. В ЛИ и начинается рассмотрение с элемента общества, с
человека, дальше происходит переход к простейшему отношению именно
человека.