В частности, В.А. Вазюлин говорил об ограниченности понимания классиками марксизма единства логического и
формационного подхода. Более глубокое понимание коммунизма требует подходить к
нему как к продукту всемирной истории, как к подлинной истории человечества.
«Она вполне может быть понята только в том случае, если мы не ограничимся ее
рассмотрением с точки зрения отрицания капитализма, а рассматриваем всю историю
человечества, походя к коммунизму как к продукту всей человеческой истории.
Иначе мы не поймем коммунизма в достаточной степени. А этот процесс развития не
улавливается в том случае, если мы останавливаемся на таком понимании
исторического и логического» (имеется в виду понимание исторического и
логического классиками). [2]
Из выше выдвинутых В. А. Вазюлиным положений вытекает важная теоретическая задача:
Выявить исторические ограниченности понимания диалектического метода и, в частности, исторического и
логического классиками марксизма и перейти к более глубокому уровню их
понимания, соответствующему задаче перехода от предыстории человечества к
подлинной его истории. Без осмысления проблемы логического и исторического
невозможно адекватно понять коммунистическую перспективу и коммунизм.
Одной из предпосылок решения отмеченной выше задачи является критическое освоение уже достигнутого по поводу
понимания классиков марксизма диалектического метода и, в частности, проблемы
логического и исторического. Результаты, достигнутые выдающимися советскими
философами, находятся до сих пор на более высоком уровне по сравнению с тем,
что было сделано в других странах и в России после советского периода. В связи
с этим особый интерес представляют взгляды советского философа Э. В. Ильенкова,
поскольку они представляют в той или иной мере определенную, необходимую
ступень познания единства логического и исторического, критическое понимание
которых позволяет перейти к более развитой ступени познания этого единства.
Поэтому предлагаю организовать кружок по рассмотрению, изучению и обсуждению взглядов Э.В. Ильенкова по
проблеме логического и исторического.
Прежде чем перечислить литературу для данного кружка, необходимо отметить, что эта литература
представляет собой те или иные части работ Э.В. Ильенкова, К. Маркса и Ф. Энгельса.
Известно же, что любая часть работы не может быть достаточно понята без чтения
и понимания целой работы, без понимания ее предмета, задач и цели автора, а
также без понимания исторической действительности, в которой эта работа была
написана. Поэтому целесообразно для работы первого кружка по проблеме
логического и исторического иметь общие представления об обозначенных выше
моментах.
Особо хочу подчеркнуть, что Э. В. Ильенков развивает свои взгляды на взаимосвязь логического и исторического в
ходе его стремления понять эту проблему у К. Маркса и Ф. Энгельса, постольку
знание их взглядов (3,4) по данному вопросу имеет существенное значение для
анализа взглядов Э. В. Ильенкова.
1. Э. В. Ильенков. Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» К. Маркса. 1960. Глава 4.
2. Э. В. Ильенков Диалектическая логика. Очерки истории и теории. 1984. Очерк 12.
3. К. Маркс. ПСС, том. 46, часть 1. Введение.
4. Ф. Энгельс Рецензия на работу К.Маркса «К критике политической экономии) (1859).
Примечания:
[1] Источник: Марксизм и современность. 2006 № 1–2,стр 20-21. Скачать статью по ссылке
–
http://ilhs.info/ru/VAV_MiS_2006_1-2_35-36.pdf
[2] Источник: Марксизм и современность. 2005 №
1-2 , стр 103 Скачать статью по ссылке –
http://ilhs.info/ru/VAV_MiS_2005_1-2_31-32.pdf
Саад Мурад (Анкара).