Научное исследование причин возникновения аналитического и холистического мышления а также индивидуализма и коллективизма на примере Китая. В замечательном переводе А. Маркова.
Несмотря на то, что А. Марков, как правило, переводит статьи по эволюционной биологии, в данном исследовании речь идёт не о биологической эволюции, а об эволюции культуры, причём крайне важной для нас её составляющей. Конкретная информация, полученная в ходе исследования, не представляет какой-то особенной ценности, и довольно предсказуема. Но крайне важна здесь демонстрация принципиальной возможности достоверного, научного анализа эволюции культуры, "мемов", а не генов, согласно терминологии Докинза. И особенно отрадно видеть
достоверное подтверждение того, что склонность к коллективизму воспитывается (а не на сто процентов определяется наследственностью). С другой стороны, демонстрируется, что коллективизм воспитывается вместе с холистическим типом мышления. Но я склонен надеяться на то, что это - не всеобщий закон, а частный случай, и скомбинировать в воспитании коллективизм с аналитическим мышлением возможно.
Замечу, что Китай является отличным объектом для изучения изменения психики и культуры как в результате эволюции культуры, так и частично в результате биологической эволюции - это возможно благодаря тому, что на территории Китая несколько тысячелетий жил практически один народ (не было существенных миграций, как в Европе) и существовала одна цивилизация.
http://elementy.ru/news/432249